Представьте себе ситуацию, когда не вы бегаете по банкам и факторинговым компаниям, предлагая им выкупить вашу дебиторку, а они сами становятся к вам в очередь. Остается лишь выбрать наиболее подходящее предложение. Утопия? Может быть, и нет.
Интересную бизнес-идею придумали американцы. Они решили создать виртуальную торговую площадку - своеобразную биржу, на которой практически любая компания может попытаться продать свою дебиторскую задолженность.
В итоге, летом 2011 года, в партнерстве с NYSE Euronext (крупнейшей Нью-Йоркской фондовой биржей) была создана биржа Receivables Exchange (RecX). Уже через два года после своего появления, торговая площадка могла похвастаться оборотами, превышающими $1 млрд, а к настоящему моменту этот показатель перевалил за $2 млрд.
Продавцы устраивают своеобразный аукцион, выставляя дебиторку (подтвержденную соответствующими документами) и указывая дату окончания торгов и максимальный размер скидки, за которую они согласны уступить долги. Инвесторы проходят тщательный отбор самой RecX, доказывая свою платежеспособность и финансовую состоятельность, после чего имеют возможность доступа к лотам. Биржа же получает свои комиссионные. Все довольны.
Маленькое замечание: если покупатель лота не дождется погашения задолженности, то продавец обязуется обратно выкупить дебиторку. Очень похоже на факторинг, не так ли?
Мы попросили экспертов рынка факторинга оценить этот бизнес-проект и дать свои прогнозы о перспективах появления подобной биржи в России.
Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний:
К идее такой бирже отношусь положительно, как и следует относиться к любой прорывной технологии в бизнесе. Однако прежде, чем испытывать восхищение, необходимо «на берегу» договориться о терминах. Что такое «биржа дебиторской задолженности»? Каков ее функционал? В чем ее добавленная стоимость для всех участников процесса?
Пока у этих вопросов существует масса вариантов ответов. И это проблема - как для организаторов такой биржи, так и для ее пользователей.
Возьмем функционал для пользователя. Какой мотив выйти на биржу у обладателя «дебиторки»? Если ее конвертация в кэш – это одна история, если определение ее реальной стоимости – другая, если гарантия получения выручки от безнадежного покупателя – третья.
Не менее важная категория участников биржи – собственно финансирующая сторона, азартные банки или факторинговые компании, которые, по замыслу площадки, должны сражаться за право профинансировать поставщика-владельца дебиторки. Их мотивация, в идеале, не должна ограничиваться размещением ликвидности на короткий срок. Однако в самой идее биржевых торгов заложена ловушка-демотиватор: победителем уходит тот, кто предложит лучшую цену за актив. Но дебиторская задолженность, ее качество и перспектива реализации ее как актива, не может характеризоваться только по критерию стоимости или дисконта…
А какова роль самого покупателя-дебитора в работе биржи? Достаточно ли дебитору получить уведомление о состоявшейся по итогам торгов уступке или же он заинтересован в более активном вовлечении, например, в вопросе встречных требований, в вопросе последующей уступки, когда «дебиторка» по одной и той же поставке может оказаться на торгах несколько раз?
Инфраструктурное решение биржи также содержит в себе множество проблемных вопросов: операционный риск-менеджмент, юридическая значимость сделок и используемых для их проведения технологий, расчет комиссионных вознаграждений, клиринг, обеспечение, регламент присутствия на бирже инсайдеров, наконец, бесперебойность работы площадки – многое из этого неидеально решено даже на ММВБ/РТС.
Понятно, что пионеры в любой сфере деятельности всегда собирают самый богатый урожай «шишек», аналогичная судьба ждет и создателей биржевых площадок дебиторской задолженности. Способность адекватно и оперативно реагировать на «обратную связь» пользователей, здоровый идеализм в вопросе монетизации идеи и уверенность в будущем способны помочь развиться биржевой торговле дебиторкой в России.
Михаил Трейвиш, член Совета Директоров IFG, Президент Азиатского отделения IFG:
Я к этой идее отношусь положительно. Ее главное отличие от факторинга в том, что финансируются только отдельные транзакции, а не вся дебиторская задолженность компании, возникающая из ее всех поставок. Соответственно, ее основные потребители - поставщики, которым внешнее финансирование нужно не всегда, а время от времени.
Ну и факторы тоже могут быть клиентами таких бирж в целях привлечения дополнительного фондирования и управления собственной ликвидностью.
Что касается реализации этой идеи у нас, то Россия - огромная страна с гигантским внутренним рынком, поэтому в ней может быть будущее для многих бизнес-идей, в том числе и для этой.